26.07.14

«Укранимафильм»: без фильмов. А теперь еще и без своего дома?

Анимационное кино, особенно кино, предназначенное для детской аудитории, нужно спасти, если мы не хотим жить в стране преступников и грабителей.
Кто-то возразит — почему анимация, ведь воспитывает и книга. Да, но, во-первых, поколение маленьких граждан растет перед телевизионными и компьютерными экранами, и какими они вырастут — в большой степени зависит от того, что они на этих экранах видят. Во-вторых, великая сила кино — движение и звук, позволяющие оживлять разнообразнейшие предметы и очеловечивать зверят, бабочек, птиц, вообще мир природы — делает анимацию приоритетной по силе влияния. Это искусство для масс и вместе с тем — для тонких ценителей. Оно приносит эстетическое наслаждение, так как изобретательно пользуется широкой палитрой техник и средств. Оно облагораживает взрослых и дает нравственные ориентиры малышам.
Украинская анимация — явление незаурядное, в 60-х — 80-х годах она добивалась успехов и у себя дома, и за рубежом, а серия о казаках Владимира Дахно и Эдуарда Кирича стала (и остается) настоящим анимацион ным бестселлером. Меня совсем не удивило, что малыши в украинских семьях США воспитываются на казацком сериале Владимира Дахно. Но меня не перестает удивлять, что наше государство, имея такого художника, уже 10 лет никак его не использует в творческом плане. А своих юных граждан оставляет наедине с грязным телевидением. Можно ли быть спокойным за детей, растущих на фильмах, где царит культ жестокости и насилия?

Уже 10 лет киностудия «Укранимафильм» почти не финансируется, однако и в 90-х годах выходили фильмы, в том числе на богатом украинском фольклоре — «Ходить гарбуз по городу», «Рукавичка», «Тополя», «Покрово-Покровонько», «А у нашого Омелечка...». А подготовленные на кинофакультете КГИТИ им. И.Карпенко-Карого режиссером Евгением Сивоконем ученики добиваются сегодня убедительных успехов — тот же многократно награжденный на МКФ фильм Степана Коваля «Шел трамвай №9» принес Украине мировую славу.
Не везло студии и на меценатов, а работники, среди которых живые классики, — Владимир Дахно, Давид Черкасский, Евгений Сивоконь — время от времени выезжали на международные кинофестивали, чтобы посмотреть, что снимают их коллеги в других странах и пусть на некоторое время отвлечься от мыслей о собственной творческой судьбе. И вот выпал шанс — в апреле этого года студию взялся возглавить предприимчивый продюсер, практик международного сотрудничества в области анимации Виктор Слепцов. Он прошел школу, возглавляя в 90-х годах коммерчески успешную анимационную студию «Борисфен- Лютес» в Киеве, а также работая в других странах мира. Украинские мастера анимации обрадовались — наконец их студию реанимирует талантливый предприниматель. Да и Министерство культуры тоже обрадовалось — все-таки продюсерских талантов в Украине не густо, поэтому, если человек берется изменить к лучшему такую безнадежную ситуацию, вытянуть студию из пропасти — пусть работает. Министр культуры Юрий Богуцкий лично одобрил и пообещал Слепцову поддержку.
Программа нового директора была лаконична: первый пункт — введение продюсерской системы, второй — официальная передача корпуса, в котором студия размещена со дня своего основания, и который юридически закреплен за Национальной кинематикой Украины (корпуса возле станции метро «Лесная»). По мнению Слепцова, экономически укрепить студию можно только одним путем, сделав ремонт, сдавать в аренду два этажа студии. Появился и претендент — расположенное неподалеку ЗАО «Блиц-Информ», которому нужны площади. Виктор Николаевич расценил это как везение — все необходимые документы были сданы в Министерство. Но ответ не приходил. Более того — через некоторое время ему уже вместо поддержки сообщили (но не в управлении кино, а в других кабинетах министерства), что план его не устраивает министерство, ведь как это так — студия надеется получать прибыли. Здесь невооруженным глазом видно, что интересы мастеров анимации, которые хотели проявить деловые качества, вошли в противоречие с интересами чиновников, которые живут по своим принципам, пусть все завалится, только бы не иметь забот и не рисковать, а то вдруг проверки, вдруг нарушения.
Замолчали и арендаторы. И как же удивился Виктор Николаевич, когда узнал, что 16 июля директора Национальной кинематики г. Лапшука вызвали в Министерство культуры и в результате визита появилось его заявление министру с просьбой разрешить сдавать их площади в аренду... ЗАО «Блиц-Информ». Разрешение пришло на следующий же день. А Слепцов такого разрешения до сих пор не получил. И с ним в министерстве не подписали контракт. Лето, в течение которого Слепцов, получив средства, планировал сделать ремонт, уже скоро закончится, а начинать ремонт он не рискует. Ведь если сдадут в аренду корпус «Укранимафильма», то плакали их средства, вложенные в ремонт. А тем более, если аренду оформят с правом дальнейшей приватизации, то не исключено, что и самого корпуса им не видать.
...Кто-то куда-то девал зерно прошлогоднего урожая. Зерна было много, а нет — даже в резервах. И премьер-министр лично занимается поисками воров, которые это зерно украли и нагрели на этом руки. Не так же ли когда-нибудь спохватятся в правительстве, что исчезли корпуса киностудий и сформированная государственной инфраструктура киноотрасли разграблена частными структурами? Будет ли тогда болеть голова у очередного премьер-министра? Или его не будет интересовать, какие мультики смотрят его и не только его дети и внуки? Да и вообще: что творится с правовым полем в стране, если конкретная государственная киностудия не имеет никакой возможности себя защитить, поскольку ее дом, где созданы шедевры анимационного кино, не сегодня-завтра элементарно заберут? Или все-таки, уважаемые господа, не позволим?
Лариса БРЮХОВЕЦКАЯ, главный редактор журнала «Кино-Театр»
Рубрика: 
Газета: 

Немає коментарів:

Дописати коментар