09.07.14

Жизнь моя - кинематограф, чёрно-белое кино

із книги "Дом где зажигают сердца " ДВОРЕЦ СТУДЕНТОВ АССА–2013
1965 год. Идет напряженная подготовка к легендарному КВНу между ХПИ и ХГУ, в котором впервые «победит дружба». В нашей команде яркие представители студенческой самодеятельности конца 50-х: А. Инин, В. Гольдрин, А. Фаустов, Г. Черняховский, А. Суплин, А. Шпильберг, В. Фокин, А. Журин и многие другие. Возникла идея — снять для игры фильм, такого в истории КВН еще не было.
В ХПИ любительская киностудия была — ее в 1957 году вместе с единомышленниками создал талантливый энтузиаст, адепт студенческой самодеятельности Владимир Зубарь. Первая, между прочим, вузовская киностудия и кинолаборатория.

Итак, все эти талантливые люди собрались на киностудии и создали искрометный фильм «КВН», знаменитый до сих пор. Именно в этот период В. Зубарь решил уйти в науку и предложил Аркадию Фаустову возглавить киностудию. Фаустов в то время уже снимал на 8-мм кинопленке, делал сатирические фильмы, работая в КБ. Ради кино КБ пришлось оставить.
Он сразу же занялся самообразованием, погрузился в книги мастеров режиссуры, монтажа: С. Эйзенштейна, Л. Кулешова, М. Ромма, С. Юткевича и многих других, читал сценарии, начал изучать историю кино и технологию кинопроизводства. Он учился, чтобы работать и начать учить других… И очень скоро талант в сочетании с теоретической подготовкой и практикой начали приносить плоды.
В марте 1968 г. был объявлен первый набор в Киностудию для студентов, желающих научиться основам режиссуры, операторского или актерского мастерства, написанию сценария.
И вот три подружки — Наташа Винтрович, Валя Ефименко и я, Ира Гуревич, — пошли «устраиваться в артистки». А вместе с нами — масса народа! Некий парень встречал всех в павильоне, напоминавшем телецентр, и по одному направлял в тускло освещенную комнату, где за столом сидел Фаустов. Он приветливо разговаривал, внимательно слушал, а в глубине глаз мелькали насмешливые искорки. Все казалось таинственным, волнующим…
На первых занятиях показали студийные фильмы: «Последний лист» и «КВН» — очень остроумный и смешной. И не менее остроумный мультфильм «Спорт и юмор». А на «Последний лист» нужно было дома написать рецензию. До сих пор храню ее с пометкой Фаустова: очень неплохо!
Начались занятия. Володя Лазько обучал нас фотографии и основам операторского мастерства, Жора Пархоменко — мультипликации, а Аркадий Михайлович Фаустов — истории кино, режиссуре и особенностям монтажа, написанию сценария и актерскому мастерству.
Затем — сценречь и сцендвижение, потом — этюды, а уж потом (!) съемки.
Аркадий Михайлович никогда не поучал, о самых сложных вещах говорил легко и доступно, о серьезных— с иронией, он просто беседовал, приглашал к разговору. Умел слушать и слышать каждого, даже если с ним не соглашался.
Много позже я поняла, что главное, чем Фаустов делился с нами, были даже не разносторонние знания— он делился собой, своим светом, парадоксальным умом, внутренней свободой, дружелюбием, талантом, потрясающим чувством юмора, искренним вниманием. Он делился собой и совершенно над этим не задумывался— в этом тоже его величие. И самоиронии в нем было еще больше, чем иронии, и он просто был самим собой, и еще, он был очень красивый, но и этого он не замечал.
…Мы погрузились в мир кино и в мир прекрасных людей.
Раскадровки. Мое любимое занятие! Переставляя «кадры» — фрагменты известной картины, живописного полотна — ты в корне, абсолютно (!) меняешь замысел художника… Его величество монтаж! (Изучайте эффект Кулешова!).
Нас проверяли на чувство юмора… Фаустов читал нам «31 июня» Д. Пристли, читал мастерски, с неподражаемыми интонациями, а его друг и помощник Юра Бродский («некий парень», встречавший нас в первый день), сидел сбоку и поглядывал на нашу реакцию… Не для оценок или обидных комментариев — только для нашего развития и раскрепощения.
И мы развивались: наши авторские заявки и сценарии обсуждались, многие вызывали смех, а некоторые «раскрепощенные» цитаты («летающая камера» Саши Маргулиса и «задняя часть профиля» Иры Гуревич) вошли в историю киностудии.
Была необыкновенно творческая атмосфера, дух свободы, братства, любви. И при этом настолько серьезная подготовка, что вскоре студию начали называть «Малым ВГИКом».
Зарождались традиции… Наверное, самая замечательная— встреча на студии Нового года в ночь с 1 на 2 января. Вот где было пиршество талантов, придумок, остроумия, стихов, розыгрышей! Аркадий Михайлович сочинял и втайне записывал «обращение к народу», которое звучало в полночь, как полагается, под бой курантов и смех слушающих.
И параллельно с киностудией, с этой «легкостью бытия», живет и работает кинолаборатория, которой тоже заведует А. М. Фаустов, где снимают, проявляют, печатают, монтируют, озвучивают, выпускают документальные фильмы самой разной тематики, прежде всего о жизни и событиях в ХПИ, сюжеты о мероприятиях района, города, страны. Конечно, среди них есть и заказные, и проходные, но они всегда сделаны профессионально, на высоком уровне. Фаустов — режиссер,
руководитель, мастер — не допускал «любительщины» и банальщины.
Еще одна традиция — каждый новый фильм смотрели и обсуждали все вместе. Были бурные дискуссии, автор отстаивал свою позицию, его критиковали по полной, но обижаться было глупо — ведь все думали о результате. При полнейшей свободе творчества и демократии отношений было одно требование: все, что делает «ХПИ-фильм», должно быть интересно по форме и содержанию! Так оно и было.
Вообще работа над фильмом — это периоды эйфории и отчаяния, восторга и самобичевания… Вначале Фаустов критикует, потом молча исправляет и завершает…
А затем конкурс или фестиваль, призы — и автор вновь чувствует себя гением, и радость Фаустова, и —чувство общей победы.
…В 1974 году киностудия «ХПИ-фильм» становится Народной.

***
Много ярких индивидуальностей, личностей прошли через студию. Некоторые стали сотрудниками кинолаборатории, некоторые профессионально занялись кино, другими видами искусства, а большинство, где бы они ни жили и чем бы ни занимались, просто хранят в душе яркий и теплый огонь творчества, дружбы, свободы, любви.
Да и в чем эта грань между любительством и профессионализмом? На заре кинематографа этого разделения вообще не было…
В кинолаборатории долгие годы работал один из наших отцов-основателей — В. А. Малинов, опытнейший оператор, незаурядная личность, мастер на все руки. При этом — актерские способности и богатый тембр голоса, что не раз использовалось в фильмах киностудии,— в кадре и за кадром.
И еще один «основоположник» — Аркаша Гордеев, Кадик, — первый сотрудник кинолаборатории, зачисленный в штат в 1957 году и прослуживший студии, студийцам, кино до конца дней своей нелегкой жизни, оставаясь очень светлым человеком.
Юра Бродский в 70-е годы поступил во ВГИК, стал оператором, живет и работает в Москве. Его первая жена, Юля Боговик — студийка. Их дочь Галя — художник-мультипликатор на Приват-TV. Нынешняя жена Юры — Таня Денчик, — тоже студийка!
Удивительный пример того, что бывших студийцев не бывает — Боря Шустерман. Занимался на киностудии в 70-е, затем многие годы работал вне искусства (впрочем, был инженером в Оперном театре), и через 36 лет начал снимать фильмы, очень интересные и своеобразные, в которых играют вместе с профессиональными актерами наши студийцы, особенно успешно Эдик Малинов и Ирочка Куринная!
Жена и соратник Бори — Олечка Борисова, тоже студийка, художник, как и ее более знаменитая сестра. Ира Борисова и Женя Мамут — студийцы, супруги.
Именно они в 1973 г., впервые в СССР, создают на киностудии стереомультфильм, а затем прорыв в электронной мультипликации — и общемировое признание.
Самые яркие игровые фильмы 70-х — капустники о нашей студийной жизни, пародии на занятия, на отношения «стариков» из первых наборов к молодежи— «Руки прочь», «Некролог». Замечательное «Учебное пособие», где в иронической форме, нарочито искаженным голосом, Фаустов за кадром «преподает» азы сценречи, сцендвижения, суть мизансцены, а в кадре блестяще играют ребята — Саша Голубчик, Сережа Перетяченко и Рома Пятковка, невероятно перевоплощаясь и очень смешно!
А «Показывайте, нам интересно!» — это сплошной сюрреализм и парадоксы! Вместе со студийцами в нескольких ролях снялись дворцовские СТЭМовцы, и среди них — совершенно «шедевральный» друг нашей киностудии Саша Иванов.
В эти же 70–80 годы снимаются мультфильмы, оригинальные по форме и содержанию: «Новый маршрут», «Арлекино», «Возвращение». В конце 80-х — новое поколение студийцев, интересных, ищущих, думающих и снимающих, в т. ч. своеобразные мульты: Андрей Петров— «Мираж», Игорь Гершенгорин — «Бумеранг», —которые, как и мультфильмы Борисовой, как многие фильмы киностудии, игровые и документальные, получают множество призов на фестивалях и конкурсах, местных, республиканских, всесоюзных и зарубежных.
Интересно отношение к наградам, которое, конечно же, исходило от А. М. Фаустова и прививалось ребятам — о них не думали. Увлеченно, с полной отдачей и бессонными ночами, с радостью и отчаянием — делали любимое дело… А если за это еще и приз — ну, кто против!
Особенность всех документальных фильмов кино-студии — глубокое и точное понимание темы и оригинальные средства ее выражения. Очень часто герои фильмов с удивлением и благодарностью говорили Фаустову: вы рассказали о нашей проблеме лучше и понятней даже нам самим… О чем бы ни были эти фильмы: о кафедрах ХПИ, о медицине — фильм «Первая студенческая», о хлебе — «Три раза в день и чаще», о войне — «Командный пункт маршала Конева»…
К 100-летию ХПИ киностудия выпускает цветной фильм «Дорога познания», охватывающий всю историю нашего института. Снимается кинолетопись современного ХПИ: «Наш политехнический», «Политехнический: годы, события, люди…» и многие другие.
Летопись ХПИ была бы неполной, не расскажи мы о его красе и гордости — Дворце студентов. Но мы не только снимали фильмы о коллективах ДС, мы сами были очень благодарными зрителями — на всех премьерах и сводных концертах мы наслаждались творчеством коллег. Выступления хора с экспрессивным Александром Петросяном, концерты «Единства» и замечательного Коли Волчукова, миниатюры Алика Бару, спектакли «Витражей», театра «Силуэт», — всегда праздник, отличное настроение и мощнейшая творческая подзарядка.
В 1976 году на студию пришли много интересных ребят, очень талантливых и обаятельных — Саша Дунаевский, Саша Голубчик, Сережа Перетяченко. А годом раньше на студии появилась хорошенькая Люда Юдина, которая вскоре стала Перетяченко. Вообще, Люда —олицетворение студии, знает весь кинопроцесс, любит студию непреходящей любовью, верна ее традициям, энергична, талантлива во всем.
Сотрудник киностудии А. Голубчик снимает игровой фильм «Спасатель», фильм о Дворце студентов «Увлеченность», режиссирует мультфильмы и делает это так самозабвенно и талантливо, что в 1990 году вместе с четой Перетяченко начинают самостоятельную творческую жизнь. Вначале на телевидении — 7-й канал, «Тонис-центр», а в 1993-м создают телекомпанию Приват-TV, которую сейчас возглавляет Людмила Перетяченко, все та же милая и талантливая Людочка. Сережа работает с ней и преподает в ХПИ на кафедре видео, аудио и кинотехники.
А Саша… Больно писать о тех, кто ушел… Так рано ушел.
Голубчик. Яркий, талантливый, перспективный.
Толя Ярмолюк. Много лет — оператор киностудии, последние годы работал на Приват-TV. Его тоже больше нет с нами.
Светлая память всем ушедшим.
И слава Богу за всех живущих, за наших студийцев, за их семьи, их детей и внуков!
Случайность это или закономерность, но имен-но наши студийные пары больше других студийцев продолжили свою жизнь в искусстве и после студии.
Виталий Финкель и Лара Рябцева. Виталий много лет был зав. постановочной частью Харьковского ТЮЗа, потом, в трудные времена, стал коммерческим директором и помог возрождению театра. А Лара всегда помогала и помогает Виталию.
Игорь Горбатенко и Мила Чернецкая — после кино-студии закончили Харьковский институт искусств. Мила работала зав. литчастью кукольного театра, Игорь —ставил спектакли на разных сценах.
И еще имена, которыми мы гордимся. Андрей Цаплиенко — тележурналист на «Интере». Володя Миславский — киновед, автор и ведущий телепередач о кино. Рома Пятковка — фотограф, телеведущий. Игорь Кедровский был прекрасным оператором, теперь занимается издательством. Любовь Полехина — после студии училась во ВГИКе у С. А. Герасимова, стала профессиональной киноактрисой.
Но студии дороги все ее дети, все — любимые! Пусть простят те, кого не назвали, пусть не обижаются те, кого вспомнили, но мало.
В шутливую характеристику Швецкого не вошли замечательные, талантливые Сергей Борисенко, Оля Шулындина, Игорь Лазько, Олег Минц, Таня Корнета, Сергей Березка. А вот девочки, которых лестно характеризует Аркаша Швецкий, действительно умницы и красавицы!
Аркаша Швецкий… Студиец первого набора, сейчас живет в США, пишет и публикует рассказы — тонкие, глубокие, лирические… Вот как он несколькими словесными штрихами, «запомнил» всех нас, студийцев первого набора.
Вася Столбовой — уникум. Единственный, кто НЕ ХОТЕЛ быть режиссером. Может все.
Саша Маргулис — режиссура, сценарии, эссе, скетчи — критикует все. Не аскет.
Владик Ольшанский — оператор. Много и успешно снимал. Свою семью. Гордится, что не обладает воображением.
Юра Бродский — оператор. Блестяще пародирует шимпанзе. Профессионал. Профессия неизвестна.
Женя Куриц — оператор. Очень скромен. Поэтому, уходит не прощаясь.
Эдик Малинов — оператор на все руки. Человек. Скрывает это под флотским юмором.
Женя Мамут — оператор. Но может все. И этим пользуется. Для близких — Пантелеймон. Гурман. Но не догадывается.
Боря Нисенбаум — режиссер, сценарист, актер. Одновременно.
Валентин Дьяченко — режиссер, сценарист. Хороший человек.
Валерий Назаров — актер от бога. Но женился.
Аркадий Швецкий — считает себя и Антониони режиссерами. Графоманию не считает пороком. Аллергия на Маргулиса.
Саша Голубчик — самородок. Tалантлив во всем.
Саша Дунаевский — актер из породы стоиков. Пересмешник. Интеллигент — может переломать кости.
Сережа Перетяченко — характерный актер, может легко переломать кости. Добр и порядочен.
Паша Копылов — староста. Но умен. Всегда готов.
Рома Пятковка — актер, режиссер. Вальяжен. В глазах — неугасимая. Всегда. Умен.
Боря Шустерман — феномен. Выясняется чего. Выясняет Боря.
Игорь Гольман — оператор. Интеллигентен и легковозбудим. Курит трубку и пьет кофе. Начитан не по годам.
Володя Серебрянный — оператор. Школа Джузеппе Ротунно. Cлегка парадоксален.
Феликс Сокольский — оператор. Женат на красавице.
Боря Ермоленко — режиссер. Но не болтлив. Общение с ним — удовольствие.
Андрей Петров — художник. Элегантен, талантлив, популярен.
Виталик Финкель — режиссер, сценарист. Остроумен, весел, интеллигентен.
Жора Пархоменко — художник, сценарист, оператор. Саркастичен. Личность.
Варя Сирица, Леля Гусакова, Юля Боговик, Галя Кодина, Ира Гуревич, Ира и Оля Борисовы, Мила Склют, Люда Перетяченко, Света Белоусова, Саша Левченко, Люда Тютчева, Ира Куринная — очаровательные! И каждая— индивидуальность.
Аркадий Фаустов — руководитель. Талантлив, красив, интеллигентен. Это все — его вина.

***
В 90-е гг. началась эпоха видео, многие вузовские студии не выжили… Выстояла в нашем городе только киностудия «ХПИ-фильм».
Фаустов добился оснащения студии видеооборудованием (спасибо руководству ХПИ!), кинолаборатория преобразовалась в видеоцентр ХПИ, а сам Аркадий Михайлович изучил новую технику и начал снимать и монтировать. Когда снимает режиссер, снимает монтажно, это всегда приносит интересный результат. В эти годы было создано очень много интересных документальных и презентационных фильмов.
Конечно же, рядом были просто настоящие фанаты кино, люди одной крови — они уважали Аркадия Михайловича, как руководителя, а он любил и ценил их как коллег, единомышленников.
Василий Столбовой, студиец первого набора. Был звукооператором, в новых реалиях стал видеоинженером, теперь еще и компьютерщик и отличный оператор.
Петя Имшенецкий стал сотрудником кинолаборатории в начале 70-х, был «зачислен экстерном», т. е. минуя студию. Но по студийному духу и братству — абсолютный студиец, поэтому может все. Кстати, часто снимался в студийных игровых фильмах, актерский талант налицо, да и на лице…
Ирина Фаустова (Ира Гуревич) на студию вернулась в начале 80-х, в это время работала в Кинопрокате, вела «Клуб друзей кино»… Участвовала почти во всех процессах — снимала, монтировала, редактировала, организовывала — а, главное, была рядом с Аркадием, — и радовалась, и училась у него всему.
А потом в нашу киножизнь пришел компьютер, Фаустов и Столбовой первыми ринулись в изучение, а Аркадий Михайлович еще и к ректору, за новой техникой. И наш ректор Л. Л. Товажнянский, как обычно, поддержал и Фаустова, и киностудию.
И хотя появились новые колоссальные технические возможности, мы в киностудии прекрасно понимали: первичен талант, а не техника. Фильм — это, прежде всего, творчество, талант и труд! И в центр этой триады — человек.
А в 2009 году одним Человеком стало меньше. Ушел Аркадий Михайлович…
Киностудия пережила тяжелые времена…
Киностудия. Живой организм, созданный талантом и трудом, любовью и дружбой, интеллектом и бескорыстием, душой и сердцем многих прекрасных людей.
Сотрудники, многие студийцы и наш замечательный отец-основатель Владимир Петрович Зубарь сплотились в стремлении защитить студию, ее традиции и фильмы, людей, которые хранят и продолжают эти традиции, и память о тех, кого нет с нами.
Мы очень надеемся на приход молодых талантливых людей, студентов ХПИ, которые придут и воспримут наши ценности и привнесут свои. Придут и продолжат замечательные традиции нашей Киностудии и создадут свои новые фильмы.

***
…80-е. Новый год на Киностудии. Студийцы делают многожанровую «Козырную шизу», Фаустова наряжают и гримируют под цыганку…Съемки, монтаж, радость, веселье… В кадре «цыганка» достает по одной огромные карты (для каждого студийца) с исполнением заветного желания и, конечно, с ироничным обыгрыванием этих желаний…
Эта книга — настоящая машина времени… И вновь так хочется, чтобы все эти желания сбылись… И все живы. И все вместе. И столько еще впереди.
И. Ж. Фаустова
Кадр из фильма "Показывайте, нам интересно!"

Немає коментарів:

Дописати коментар