Стаття з журналу "MAGIC"
Автор: Валерий Коваль
e-mail: smfkva@mail.ru
Что такое раскадровка (storyboard), пожалуй, лучше Федора Савельевича Хитрука и не скажешь: «Раскадровка» — это рассказ о фильме в серии рисунков, визуальная модель времени. Я
всегда работаю так: сначала делаю маленькие, величиной с почтовую марку, рисуночки, в которых конспективно излагаю ход событий, нарастание, развязку.
Это позволяет увидеть фильм в целом, разработать первоначальную концепцию монтажа, композицию кадров, мизансцены. На этапе раскадровки происходит также работа художникапостановщика над образами и стилистикой будущего фильма, определяется характер музыки и шумов к каждому конкретному действию и настроению сцен».Это определение раскадровки подходит к анимационному, игровому, музыкальному, документальному и даже рекламному фильму. Я раскадровкой профессионально занимаюсь с 1989 года (то есть почти 20 лет). Первый опыт получил сразу по окончании курсов аниматоров на студии «Пилот». Тогда мы начали работу над первым советскоиспанским анимационным сериалом «МАССАГРАН» — 14 серий по 26 минут.
До нас этого никто в СССР не делал, и мы, как первопроходцы, ввязались в бой, набивая на ходу шишки, делая глупейшие ошибки, переделывая по ночам и накапливая самое драгоценное (вовсе не деньги) — опыт. Нам этот сериал дался не легко, потом я узнал, что по общепринятым стандартам в месяц на «правильных» студиях выпускают по одной серии, то есть примерно полтора года на весь сериал, а у нас ушло шесть лет, но каких!!! За это время в стране столько всего произошло!
Как происходит работа над раскадровкой? Обычно это зависит от режиссера, сценари
ста, оператора и художникапостановщика, но самый важный человек в процессе это, конечно, режиссерище! Он приходит ко мне со стопкой исписанных листов (обычно
6090 страниц) — это режиссерский сценарий, который пишется на основе литературного сценария и отличается тем, что режиссер там излагает свое особое видение данного материала, дополняя его описанием работы камеры, эффектами, диалогами героев и многими другими деталями и нюансами, которые потом должны войти в фильм. Моя цель в кратчайшие сроки превратить буквы в рисунки (это иногда похоже на сумасшествие, но мне нравится).
У режиссеров требования бывают самые разные: одни все доверяют оператору, и мне приходится подстраиваться под него и его видение происходящего в кадре, другие сами делают подробнейшую черновую раскадровку всего фильма (с такими работать одно счастье), но таких у нас мало. Причина, видимо, кроется в том, что сам предмет — «раскадровку», преподают у нас коекак, поверхностно, как вовсе необязательный (а это неправильно), и частенько потом мне приходилось выпускникам ВГИКа с нуля рассказывать, что есть
раскадровка и зачем она нужна вообще.
У нас принято катить «бочки» на забугорное кино — у них вон, какие бюджеты, гонорары и т.д., я тоже так считал, пока не поработал вместе с зарубежными киношниками. Там как раз правильно считают, что фильм должен быть готов, разработан и смонтирован в «черне» до начала съемок, и на это уходит пол, а то и полтора года.
И действительно, ведь отрисовать, проиллюстрировать и даже смонтировать будущий фильм, проставив примерный таймингна статичных картинках, гораздо выгоднее и эффективней, чем снимать кино и дописывать сценарий прямо на площадке (у нас частенько именно так и происходит), когда задействована куча людей, техники, и все это стоит безумных денег.
Силами режиссера и небольшой постановочной группы правильно и выгодно все предварительно разработать на бумаге, а когда материал выверен и проверен десять раз, собрать всю съемочную группу, и за дветри недели снять шикарное кино (так обычно там и
работают).
Нашим кинематографистам еще многому нужно поучиться у зарубежных коллег по киноцеху. Как правило, до начала работы над «чистовым» сторибордом, художник-сторибордист совместно с режиссером и операторомпостановщиком рисует «черновой» сториборд (предварительные почеркушки, или «огурцы», размером со спичечный коробок), в котором отражают все, что потом хотят увидеть на экране: движение в кадре, наезды, отъезды, переплывы, работа камеры. Все это обычно сопровождается комментариями и заметками на полях.
Прежде всего, до начала работы нужно выяснить размер кадра (соотношение сторон). Существует два основных размера кадра: телевизионный — соотношение сторон 3 Х 4 и кинокадр — 9 Х 16.
Сториборды делают для рекламных роликов, музыкальных клипов, заставок, анимационных фильмов, художественного и документального кино. Выполняют их обычными графическими средствами (карандаш, тушь, перо, кисточка), как правило, этого бывает достаточно для того, чтобы съемочная группа понимала и видела, что происходит в кадре.
Часто, особенно в рекламных роликах, от сторибордиста требуют исполнения в цвете (и вылизать получше) — на самом деле это задача того, кто создает концепты, эскизы декораций и костюмов.
В этом случае на вас просто хотят сэкономить или положить ваши деньги себе в карман (у нас это распространено). Чтобы такого не случалось, предварительно до начала работ нужно составить и заключить договор с заказчиком, в котором по пунктам будет все прописано: качество, количество, сроки и стоимость работ.
Для «парадных» сторибордов часто используется планшет и цифровое перо, но простая бумага и карандаш всетаки более подвижный и неприхотливый материал, который всегда под рукой, а сториборды, если нужны, то, как правило, срочно, обычно «вчера».
Самые распространенные ошибки для начинающих сторибордистов — это неумение мыслить кадром, когда в одном рисунке нужно отобразить самое важное, происходящее в кадре, многие впадают в ступор, что рисовать, ведь есть начало, само действо и конец сцены, а все предпочтительно отобразить в одном кадре. Ну и еще не мыслить как художник-комиксист, сториборд и комикс — это разные вещи.
В сетях всемирной паутины есть много сайтов, посвященных сториборду, методам работы и средствам,с обязательными форумами и обсуждениями, к сожалению, самые интересные на английском языке (чуть ниже я представлю ссылки на некоторые из этих сайтов).
Самое большое счастье сторибордиста — это когда твоя работа на сто процентов совпадает с происходящим на экране во время премьеры фильма (у меня это счастье было на премьере фильма «Человек, который знал все» в июле). Чаще всего сториборд дополняется и переделывается в производстве раза три-четыре. Сама работа над фильмом — это живой и творческий процесс, решения приходят прямо во время работы и тут же отображаются на
бумаге.
Вот обещанные ссылки на сайты.
Сайт, посвященный проблемам сторибординга,
http://karenjlloyd.com/blog/home/
сториборды и лейауты к анимационному фильму «Вверх»
http://threefingersholdthepen.blogspot.com/
сториборды к фильму «Фантастическая четверка»
http://homepage.mac.com/damaggio/PhotoAlbum23.html
сториборды к фильму «Железный человек»
http://homepage.mac.com/damaggio/PhotoAlbum30.html
сториборды к фильмам «Индиана Джонсон 4» «Атака клонов» и еще что-то...
http://homepage.mac.com/damaggio/PhotoAlbum6.html
сториборды ко всем четырем «Терминаторам»
http://www.terminatorium.com/storyboards.htm
Стаття з журналу "MAGIC"
Автор: Валерий Коваль
e-mail: smfkva@mail.ru
Что такое раскадровка (storyboard), пожалуй, лучше Федора Савельевича Хитрука и не скажешь: «Раскадровка» — это рассказ о фильме в серии рисунков, визуальная модель времени. Я
всегда работаю так: сначала делаю маленькие, величиной с почтовую марку, рисуночки, в которых конспективно излагаю ход событий, нарастание, развязку.
Это позволяет увидеть фильм в целом, разработать первоначальную концепцию монтажа, композицию кадров, мизансцены. На этапе раскадровки происходит также работа художникапостановщика над образами и стилистикой будущего фильма, определяется характер музыки и шумов к каждому конкретному действию и настроению сцен».Это определение раскадровки подходит к анимационному, игровому, музыкальному, документальному и даже рекламному фильму. Я раскадровкой профессионально занимаюсь с 1989 года (то есть почти 20 лет). Первый опыт получил сразу по окончании курсов аниматоров на студии «Пилот». Тогда мы начали работу над первым советскоиспанским анимационным сериалом «МАССАГРАН» — 14 серий по 26 минут.
До нас этого никто в СССР не делал, и мы, как первопроходцы, ввязались в бой, набивая на ходу шишки, делая глупейшие ошибки, переделывая по ночам и накапливая самое драгоценное (вовсе не деньги) — опыт. Нам этот сериал дался не легко, потом я узнал, что по общепринятым стандартам в месяц на «правильных» студиях выпускают по одной серии, то есть примерно полтора года на весь сериал, а у нас ушло шесть лет, но каких!!! За это время в стране столько всего произошло!
Как происходит работа над раскадровкой? Обычно это зависит от режиссера, сценари
ста, оператора и художникапостановщика, но самый важный человек в процессе это, конечно, режиссерище! Он приходит ко мне со стопкой исписанных листов (обычно
6090 страниц) — это режиссерский сценарий, который пишется на основе литературного сценария и отличается тем, что режиссер там излагает свое особое видение данного материала, дополняя его описанием работы камеры, эффектами, диалогами героев и многими другими деталями и нюансами, которые потом должны войти в фильм. Моя цель в кратчайшие сроки превратить буквы в рисунки (это иногда похоже на сумасшествие, но мне нравится).
У режиссеров требования бывают самые разные: одни все доверяют оператору, и мне приходится подстраиваться под него и его видение происходящего в кадре, другие сами делают подробнейшую черновую раскадровку всего фильма (с такими работать одно счастье), но таких у нас мало. Причина, видимо, кроется в том, что сам предмет — «раскадровку», преподают у нас коекак, поверхностно, как вовсе необязательный (а это неправильно), и частенько потом мне приходилось выпускникам ВГИКа с нуля рассказывать, что есть
раскадровка и зачем она нужна вообще.
У нас принято катить «бочки» на забугорное кино — у них вон, какие бюджеты, гонорары и т.д., я тоже так считал, пока не поработал вместе с зарубежными киношниками. Там как раз правильно считают, что фильм должен быть готов, разработан и смонтирован в «черне» до начала съемок, и на это уходит пол, а то и полтора года.
И действительно, ведь отрисовать, проиллюстрировать и даже смонтировать будущий фильм, проставив примерный таймингна статичных картинках, гораздо выгоднее и эффективней, чем снимать кино и дописывать сценарий прямо на площадке (у нас частенько именно так и происходит), когда задействована куча людей, техники, и все это стоит безумных денег.
Силами режиссера и небольшой постановочной группы правильно и выгодно все предварительно разработать на бумаге, а когда материал выверен и проверен десять раз, собрать всю съемочную группу, и за дветри недели снять шикарное кино (так обычно там и
работают).
Нашим кинематографистам еще многому нужно поучиться у зарубежных коллег по киноцеху. Как правило, до начала работы над «чистовым» сторибордом, художник-сторибордист совместно с режиссером и операторомпостановщиком рисует «черновой» сториборд (предварительные почеркушки, или «огурцы», размером со спичечный коробок), в котором отражают все, что потом хотят увидеть на экране: движение в кадре, наезды, отъезды, переплывы, работа камеры. Все это обычно сопровождается комментариями и заметками на полях.
Прежде всего, до начала работы нужно выяснить размер кадра (соотношение сторон). Существует два основных размера кадра: телевизионный — соотношение сторон 3 Х 4 и кинокадр — 9 Х 16.
Сториборды делают для рекламных роликов, музыкальных клипов, заставок, анимационных фильмов, художественного и документального кино. Выполняют их обычными графическими средствами (карандаш, тушь, перо, кисточка), как правило, этого бывает достаточно для того, чтобы съемочная группа понимала и видела, что происходит в кадре.
Часто, особенно в рекламных роликах, от сторибордиста требуют исполнения в цвете (и вылизать получше) — на самом деле это задача того, кто создает концепты, эскизы декораций и костюмов.
В этом случае на вас просто хотят сэкономить или положить ваши деньги себе в карман (у нас это распространено). Чтобы такого не случалось, предварительно до начала работ нужно составить и заключить договор с заказчиком, в котором по пунктам будет все прописано: качество, количество, сроки и стоимость работ.
Для «парадных» сторибордов часто используется планшет и цифровое перо, но простая бумага и карандаш всетаки более подвижный и неприхотливый материал, который всегда под рукой, а сториборды, если нужны, то, как правило, срочно, обычно «вчера».
Самые распространенные ошибки для начинающих сторибордистов — это неумение мыслить кадром, когда в одном рисунке нужно отобразить самое важное, происходящее в кадре, многие впадают в ступор, что рисовать, ведь есть начало, само действо и конец сцены, а все предпочтительно отобразить в одном кадре. Ну и еще не мыслить как художник-комиксист, сториборд и комикс — это разные вещи.
В сетях всемирной паутины есть много сайтов, посвященных сториборду, методам работы и средствам,с обязательными форумами и обсуждениями, к сожалению, самые интересные на английском языке (чуть ниже я представлю ссылки на некоторые из этих сайтов).
Самое большое счастье сторибордиста — это когда твоя работа на сто процентов совпадает с происходящим на экране во время премьеры фильма (у меня это счастье было на премьере фильма «Человек, который знал все» в июле). Чаще всего сториборд дополняется и переделывается в производстве раза три-четыре. Сама работа над фильмом — это живой и творческий процесс, решения приходят прямо во время работы и тут же отображаются на
бумаге.
Вот обещанные ссылки на сайты.
Сайт, посвященный проблемам сторибординга,
http://karenjlloyd.com/blog/home/
сториборды и лейауты к анимационному фильму «Вверх»
http://threefingersholdthepen.blogspot.com/
сториборды к фильму «Фантастическая четверка»
http://homepage.mac.com/damaggio/PhotoAlbum23.html
сториборды к фильму «Железный человек»
http://homepage.mac.com/damaggio/PhotoAlbum30.html
сториборды к фильмам «Индиана Джонсон 4» «Атака клонов» и еще что-то...
http://homepage.mac.com/damaggio/PhotoAlbum6.html
сториборды ко всем четырем «Терминаторам»
http://www.terminatorium.com/storyboards.htm
Стаття з журналу "MAGIC"
Немає коментарів:
Дописати коментар