12.11.13

Анатолий Лавренишин: «Чувствую себя хозяином положения»

Автор: Людмила Колб   
28.03.2011 22:02
Молодой украинский режисер-мультипликатор Анатолий Лавренишин рассказывает о том, почему он уехал во Францию, о ясности перспектив и о важности постоянного труда

- Анатолий, как известно, Вы – призер многих международных фестивалей. Расскажите, пожалуйста, о тех людях, которые повлияли на Вас как на будущего профессионала.

- Моим первым учителем был график и живописец Александр Дмитренко. Я тогда еще жил в Белой Церкви, мне было 15 лет, и я ходил заниматься к нему художественную студию.



Александр Федорович учил меня рисовать и писать акварелью на протяжении трех лет и верить в свои силы. На меня достаточно сильно повлияла эта встреча с этим человеком. Однажды весной он поехал в Киево-Печерскую Лавру на этюды и случайно забрел в отделение кинофакультета, которое располагалось поблизости. Он узнал, что там раз в пять лет набирают аниматоров. Когда вернулся домой, то рассказал об этом мне, сказал, чтобы я ехал и поступал туда. Так я оказался в Киеве и нашел свою профессию.



Затем был Евгений Сивоконь, о котором Вам уже наверняка много хорошего рассказывали. Для меня самая большая его заслуга как учителя состоит в его способе работы и жизни – он просто делал мультфильмы. И нам, своим студентам, в течение всех пяти лет образования он постоянно напоминал о том, что нужно не сидеть, сложа руки, а быть постоянно в действии. Своим примером Евгений Яковлевич подтверждал сказанные слова. Ведь пока я учился у него, он каждые два-три года делал по мультфильму. Мне кажется, это был самый большой урок, который он мог преподнести и преподнес своим студентам.

- Так как Вы живете и работаете сейчас во Франции, давайте поговорим о загранице, начиная с самого начала. Помните свой первый профессиональный выезд за пределы Украины?

- Первой была Швейцария. Там проходил анимационный фестиваль. Я выехал туда со своей курсовой работой «Зяблики и другие». Что сказать? Это было настоящее культурно-бытовое потрясение: приезжаешь в Цюрих, а там действительно наблюдаешь то, о чем говорил Задорнов, – там тротуары моют мылом! Когда еще пару лет назад слушал рассказы об этом, то просто смеялся. Но когда увидел все собственными глазами – изумился. На протяжении пяти дней, проведенных в Цюрихе, я ходил по улицам и не верил, что люди действительно могут так жить. Первое впечатление – «Это нереально!».

Но сейчас я во Франции, и все вокруг говорит о реальности происходящего. Конечно, я уже не настолько потрясен, как тогда, но, тем не менее, присутствует явственное чувство красоты.

- А на профессиональном уровне были такие же потрясения?

- Тогда в Швейцарии – нет. Ведь это было обычное посещение фестиваля.

В 2007 году я поехал во Францию на международный «митинг» аниматоров, откуда потом привез первое место, выиграв на конкурсе со своей творческой группой из 4 человек. Отобрали человек сорок со всех стран мира: нас повезли сначала в Париж, потом на юг страны, а затем на север. Во Франции есть три больших анимационных центра – Париж, Ангулем, где я сейчас нахожусь (тут, по-моему, штук 30 студий и 3 анимационные школы) и Лиль. Нас возили по этим городам, показывали различные студии, всевозможные школы и тематические музеи, то есть все то, что работает на благо французской анимационной индустрии. За месяц, проведенный там, мне стало ясно:  если индустрия существует, то она имеет именно такой вид.

К тому же, после посещения Франции я понял еще одну вещь: нужно заниматься анимацией. Перед поездкой в моей жизни был период, когда мне было абсолютно непонятно, зачем я вообще окончил свой институт. Ведь общество выражало откровенное равнодушие к моим трудам – в духовном и в финансовом плане.  Приехав сюда, я увидел, что анимация все-таки интересует людей.

Чем и хорош запад с его капитализмом: любой продукт, который человек делает хорошо и качественно, можно продать. Принцип срабатывает и в случае с анимацией: чтобы продать анимационный продукт, вовсе не обязательно делать бездарную попсу, от которой тошнит, но режиссер обязан ее делать, потому что основной массе людей она нравится. Здесь, за границей, можно делать кино, которое, прежде всего, нравится автору, и зарабатывать на этом деньги.

- Из Ваших слов можно сделать вывод, что молодым зарубежным специалистам практически не о чем волноваться…?

- Не скажу, что им легче пробиться, но, по крайней мере, – ясно, как это сделать.

Из рассказов студентов анимационных школ я ясно представил, как все устроено. Они рассказывали мне, что приходят на занятия в восемь часов утра и уходят в восемь часов вечера – все это время они работают. К тому же, они очень хорошо стимулированы тем, что их образование платное. Занятия стоят недешево. Они знают, что если они сделают хорошую анимационную работу, то после окончания школы – обязательно будут трудоустроены. Они просто уверены в том, что делают. Уверены в собственном завтрашнем дне.

Еще мне очень импонирует то, что система финансирования здесь, за бугром, достаточно прозрачная. Я, как молодой режиссер, могу полностью расписать свои шаги, например, чтобы получить грант. В сфере государственной помощи для французских режиссеров тоже все очень четко: делаешь маленькое кино, отсылаешь на фестиваль, и, если оно оказывается удачным, государство финансирует твой дальнейший труд. Работу такой системы можно проследить даже на фестивалях: получив приз один раз, человек в следующем году уже приезжает на фестиваль с другим фильмом.

- До Вашего отъезда во Францию в Киеве ситуация была настолько плачевной?

- После окончания института прошло пять лет.  За эти годы, я  так и не понял, как организовать себе производство фильма, тоесть найти финансирование для своих авторских фильмов. Сами понимаете, что обращаться в Министерство культуры, бесполезно. То, что я видел со стороны, меня особо не радовало.

Я делал рекламу, заставки к компьютерным играм….  Но, что ни говори, а заказчиков мало. А тех людей, которые знают, что такое анимация – еще меньше. Для них мультипликация – это искусство для детей, поэтому они относятся к анимации – несерьезно. Значит, стоить больших денег оно не может. К примеру, по их понятиям, игровой ролик с живыми актерами еще может стоить сотни тысяч долларов, а анимационный – тысячу-две максимум.

Более того, если бы целью моей жизни было просто зарабатывать деньги, занимаясь анимацией, то я был бы, наверное, в каком-нибудь другом месте и в лучшем финансовом положении. Смысла жизни в том, чтобы механически зарабатывать деньги на квартиру, машину, дачу ... – я не вижу. Да, эти цели тоже труднодостижимы, но, в конце концов, возникает вопрос – зачем и что дальше?

В данный момент моей жизни я вижу смысл в том, чтобы делать свое кино и попытаться снять его так, чтобы мир его полюбил.

- Вы – против коммерческой анимации?

- Против, если нужно делать много, быстро и дешево и не качественно. Такая работа вызывает во мне брезгливость и недоумение: и для этого я пять лет учился в институте?

А вообще коммерческая анимация очень полезна тем, что художник, аниматор или режиссер не замыкается на одном себе, на своем видении и на своих техниках. Коммерцией стоит заниматься, но иметь свою позицию в этой сфере, а не продаваться за три копейки.

- И все-таки Ваш отъезд…

- Да. Смысла своих действий в Украине я не видел. Если разобраться, то короткометражные фильмы, я могу делать и сам. Хорошо напрягаясь, можно сделать                         10-минутное кино за год. Но с другой стороны, можно махать одной и той же лопатой до конца жизни. Никакого развития не предвидится в таком случае.

Мой проект полнометражного мультфильма «Книга теней» существует вот уже четыре года. В существующих национальных условиях идея о полном метре заставляет задуматься о том, что если я буду делать его самостоятельно, то – умру от истощения (смеется). Более того, в Киеве у меня нет ни квартиры, ни денег, чтобы жить. Если я буду заниматься зарабатыванием денег, то не смогу реализовать ни один свой проект или хотя бы посвящать ему достаточно своего внимания. Все перечисленное навело на мысль о том, что нужно искать финансирование где-то за пределами страны и там же искать людей, которым может быть интересно то, чем я занимаюсь.

- Какую же возможность Вам предоставила Франция, ведь, насколько я понимаю, Вы не работаете на коммерческой студии?

- Я работаю в Доме авторов. Сейчас объясню, что это такое.

До своего приезда сюда я принимал участие во многих международных анимационных фестивалях и, в частности, занял на вышеупомянутом «митинге» во Франции первое место. Во время того «митинга» нас отвезли в Дом авторов, где всем участникам рассказали о том, что они могут присылать заявки со своими проектами и надеяться на приглашение к сотрудничеству. Естественно, если пройдут конкурсный отбор. Я адрес записал и решил попробовать. И, в конце концов, я получил позитивный ответ – меня пригласили на работу.

Раньше в Доме авторов работали исключительно художники комиксов, но потом открылись возможности и для аниматоров. Дом авторов предоставляет человеку рабочее место и дешевое жилье. Финансовая сторона дела, то есть деньги на проживание и питание, каждый приглашенный должен доставать себе сам.

- И как Вы решили эту проблему?

- Во Франции, если получаешь определенное приглашение, то с ним каждый приглашенный может обращаться во всевозможные французские организации и, более того, рассчитывать на реальную возможность получить то, что ему необходимо в качестве дополнения к приглашению.

В моем случае, я обратился за помощью во Французский культурный центр, рассчитывая на то, что они помогут мне сориентироваться в системе стипендий и грантов.  Они думали – и придумали. Мы осуществили некий бартер: я сделал рекламу языковых курсов, которая им очень понравилась, а они помогли мне в моей проблеме. Теперь я могу жить во Франции десять месяцев и заниматься любимым делом.

Чувствую себя хозяином положения. В общем-то, как и всегда.

- Что Вы рассчитываете сделать за этот промежуток времени?

- Одну треть истории «Книги теней», полностью story board, то есть раскадровки, окончательно разработать персонажей и фона… Короче говоря,  моя задача состоит в том, чтобы подготовить проект до того состояния, когда в него уже можно было бы вкладывать деньги.

- Хотите ли остаться жить за границей навсегда?

- Нет, я слишком люблю своих друзей и родных, которые остались в Украине. Украинцы – моя нация. Хорошо, конечно, вот так ездить по фестивалям и путешествовать по миру. Страшно, если вдруг закроются границы. А так – дома все-таки лучше.

- А как же отсутствие хоть какого-то анимационного процесса в стране? Это должно настораживать, наверное.

- И настораживает. Но я все-таки надеюсь, что смогу привлекать зарубежное финансирование и делать кино на территории Украины. Я могу быть гарантом того, что производство кино осуществится, и деньги спонсоров никуда не денутся. К тому же, в Украине я работаю с талантливыми людьми, поэтому не вижу смысла бросать их в поисках кого-то другого. Моя команда меня вполне устраивает.

Тут стоит помнить так же еще одну вещь, которой нас когда-то учили. Нам говорили, что если мы хотим быть успешными в мире, то должны всегда сохранять свое лицо, то есть – быть самими собой. То есть если начать «косить» в своем искусстве или под американцев, или под французов, или под японцев, то нас просто никто не заметит.

- Что привносит в Вашу жизнь участие во всевозможных анимационных фестивалях?

- Помимо уверенности в себе, если это победа, фестивали помогают мне понять одну очень важную вещь в жизни любого творческого человека – чем ты отличаешься или же не отличаешься от других.

- Не смотря на то, что Вы уверены в себе, можно ли говорить о Ваших профессиональных недостатках?

- Мне не хватает знаний, чтобы написать сценарий. Бывает, что я настолько загорюсь какой-то идеей и бегом рисую раскадровку, чтобы показать друзьям, но  сталкиваюсь с тем, что они не понимают того, что я хочу сказать в своем фильме. Бывает, что полфильма готового показываю – тоже не понимают. Каждый раз это расстраивает, но, если верить словам классика, то, за что тебя больше всего ругают, это, может быть, и есть твои достоинства, этим ты и отличаешься от других…(улыбается).

- Вы считаете, что Вы сформировались как режиссер-аниматор в основных категориях или все-таки еще пребываете в поиске?

- Знаете, я больше всего боюсь таких вещей: когда я ясно почувствую свои опорные точки. Мне кажется, тогда анимация перестанет меня интересовать. Именно поэтому я открыл для себя методику некоего хаоса в своей работе. Пытаюсь сознательно не вырабатывать для себя четкой системы. Даже не придумывать воплощение той или иной истории. Мне кажется, все должно быть на грани угадывания. Люблю, когда уже существует только отдельный образ, но в процессе работы одна деталь, цепляясь за другую, порождают мир вокруг него – вот тогда происходит самое интересное.

Поэтому пока человек ищет – он делает интересные работы, а когда он уже пришел к чему-то  определенному – получается просто качественный продукт. Посещая фестивали и читая книги известных режиссеров, могу сделать вывод, что, как только люди придумывают себе какую-то схему или систему для работы, то они остаются в ней навсегда. К сожалению, такие недостатки есть даже у уважаемых мной режиссеров.

- Продолжая тему великих режиссеров, какой из них Вам ближе всего?

- Первый, кто сразу приходит в голову – это Хаяо Миядзяки. Каждый его фильм меня просто поражает. Мне он нравится великолепным чувством ритма, как, например, в его картине «Унесенные призраками».

У Миядзяки много фильмов про Европу, но вот когда он делает что-то про Японию, то получается, на мой взгляд, что-то невероятное. Может быть, это можно объяснить банальным различием культур, но при просмотре именно этих фильмов я погружаюсь в некий транс. Восторг и удивление – чувства, как из детства.

Держать зрителя в таком состоянии на протяжении всего фильма – большое искусство.

- И в чем секрет этого искусства, по-вашему?

- Во вдохновении и постоянном труде. По себе могу сказать одно: когда много-много рисуешь, то в один прекрасный момент из-под карандаша появляется минимальный эскиз из трех линий – и это твой маленький шедевр.

Немає коментарів:

Дописати коментар